И.А. Ильин

Среди «Подвижников» есть много великих Мудрецов ! Но предоставить слово первому хочется великому русскому мыслителю, философу, патриоту земли русской, Человеку, искренне любившему Россию, её народ – Ивану Александровичу Ильину! Перечитывать его величайшее удовольствие, ибо слова его, интонация, стиль изложения несут в себе огромную любовь к родному Отечеству, любовь БЕЗУСЛОВНУЮ, ту любовь, о которой всегда и говорит Бог, обращаясь к Человеку- сыну Своему.

О проблемах духовного развития человека он писал:

«…Духовный опыт, этот живой источник веры и религии, — не есть ни выдумка, ни суеверие. Он есть подлинная реальность, и каждый может и призван пережить его, удостовериться в нем и усвоить его (конечно, каждый по-своему и в своих пределах). И тогда он увидит, что из этого источника действительно проистекает благодатный поток в человеческую жизнь во всю человеческую культуру.

В строении и осуществлении духовного опыта отдельные люди и народы не похожи друг на друга.

Еще гораздо многообразнее духовные пути отдельных людей. Есть люди, которые ухватывают край ризы Божией в искусстве; они понимают и осуществляют искусство как особый способ видеть и изображать божественную сущность мира и человека. Наряду с ними есть другие люди, которым вдохновение благородного искусства говорит очень мало…, но зато сердце их расцветает в живой любви к ближнему так, что они приходят к духовному опыту и созерцанию Бога именно на этом пути.

…Иные созерцают мудрость Божию в природе и её таинственно-прекрасной жизни, другие вступают с Богом в непосредственное общение в излиянии искренней молитвы…

Ни один из этих путей не подлежит отвержению.

Евангелие объемлет все эти пути и всякие иные, говоря : «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею; и затем : «возлюби ближнего твоего, как самого себя»

(Матфея 22, 37; Марка 12 ,29-30; Луки 26-28)

Итак, не подлежит сомнению, что духовная любовь и духовный опыт даются не всем людям в одинаковой мере и в одинаковом виде.

Однако возможно и необходимо беречь этот дар, растить его, открывать ему доступ во все внутренние пространства души и предоставлять ему водительство в жизни.

Духовно верующий (развитый) человек видит все то, что и не верующий…; но наряду с этим и сверх этого он видит в мире и человеческой истории некий высший смысл, другие, высшие и могущественные законы, правящие миром, законы Провидения, духа, и божественных целей, а также законы человеческой свободы, подвига, правоты и греха…

В общем и целом – особый мир, таинственно скрытый в видимом мироздании; мир, в котором духовно живой (развитый) человек всю жизнь всматривается, как сквозь завесу, и к которому он прислушивается как бы издали… Из этого внимания, из этого зрения и этого слуха и возникло все великое, созданное людьми в их истории.

Без веры в Бога, к которой человек сможет придти только будучи духовно развитым, жизнь человека становится бесплодной, пошлой и разрушительной – мнимой жизнью, ведущей к бесчисленным страданиям и всеобщему разложению.

Духовное воспитание человека состоит в развитии способности САМОСТОЯТЕЛЬНО строить,поддерживать и отстаивать свое чувство стыда, чувство долга, живые порывы совести и правосознания, потребность к красоте, и духовному сорадованию, любви к Богу и Родине. Все эти истоки живой духовности, в единой и совместной работе, создают в человеке те духовные необходимости и возможности, которым сознание придает форму убеждений, а бессознательно — форму благородного характера.»

И.А. Ильин «Почему мы верим в Россию»

Стр. 172-174 изд. ЭКСМО 2006 г.